Учебная программа | 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО









ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Методическое пособие для студентов
филологического факультета







Екатеринбург 2001





Методическое пособие

подготовлено кафедрой

русской литературы XX века

 

Составитель В. В. Химич

© В. В. Химич, составление, 2001

© Уральский государственный университет





ОГЛАВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА


Литературоведение как наука

Литература как вид искусства

Художественный образ

Читатель и писатель. Проблема читательского восприятия

Литературное произведение

Образ автора

Субъектная организация произведения

Сюжет художественного произведения

Композиция литературного произведения

Художественное пространство и художественное время

Поэтическая речь

Стихосложение

Историко-литературный процесс

Понятие о литературных родах и жанрах

Эпос как литературный род

Лирика как литературный род

Драма как литературный род

Стиль

Введение в технику литературоведческой работы


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


1-2. Художественный образ

3. Характер в литературе

4. Текст. Подтекст. Интертекст

5. Сюжет художественного произведения

6. Композиция художественного произведения

7. Художественное пространство и время

8. Субъектная организация текста

9-10. Поэтическая речь

II. Анализ эпического произведения

12. Анализ лирического произведения

13. Анализ драматического произведения

14-15. Литературный жанр

16. Художественное произведение как эстетическое целое. Анализ стиля


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


УЧЕБНИКИ


СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА


«Введение в литературоведение» — начальный курс теории литературы, По учебному плану на него отводится 64 ч: по 32 ч лекций и практических занятий. Его цель — познакомить студентов с основными понятиями и категориями литературоведческой науки для формирования профессионально грамотного подхода в изучении и оценке литературных явлений.

В процессе преподавания дисциплины ставятся следующие основные задачи:

  1. Обеспечить усвоение студентами теоретических представлений об общих свойствах художественной литературы как вида искусства и составной части культуры, об эстетических особенностях отдельного литературного произведения и о важнейших закономерностях литературного процесса. Дать представление о наличии разных методологических ориентации в истории науки.
  2. Ввести в суть методики литературоведческого анализа, научить пользоваться полученными теоретическими знаниями в процессе работы с художественными текстами.
  3. Дать необходимые начальные сведения о технологии научного поиска, способствовать выработке самостоятельности в его осуществлении, в обработке и хранении собранной информации.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Литературоведение как наука

Объект и предмет литературной науки. Своеобразие и свойства ее как одной из гуманитарных отраслей освоения реальности. Методологические основы. Принцип историзма. Главные литературоведческие дисциплины: история литературы, теория литературы, литературная критика — как важные грани аналитического исследования сущности художественной литературы. Задачи и функции вспомогательных дисциплин — библиографии, историографии, текстологии, атрибуции и др. Связь литературоведения со смежными науками: историей, философией, языкознанием, эстетикой, психологией. Многообразие научных подходов, школ и направлений в современных исследованиях: структурализм, постструктурализм, феноменология, нарротология и др.

Критерии научной точности в литературоведении. Проблема научной терминологии, процессов устойчивости и изменчивости ее. Положительные и отрицательные стороны миграции терминов из других наук. Отечественные словари по терминологии литературоведения.

Литература как вид искусства

Эстетический, духовно-ценностный ракурс освоения действительности — основа специфики искусства как способа мышления. Понятие эстетической оценки. Объект и предмет литературы как вида искусства и части культуры — я-в-мире: «я-для-себя» и «я-для-другого» (М. Бахтин). Объективно-субъективная природа творения новой реальности. Эмоциональная рефлексия, способность к «переживанию переживания» как субъективная предпосылка эстетического отношения к объекту. Роль творческой личности в литературном творчестве.

Принципиальная неразделимость субъекта, объекта и адресата в процессе творчества. Проблема содержания и формы в словесном художественном творчестве. Понятие содержательной формы. Эстетическое и художественное. Понятие о «модусах художественности» (В. Тюпа).

Литература как временной вид искусства. Социально-исторический и бытийный контексты ее развития. Литература как искусство слова. Универсальность ее по сравнению с другими видами искусств, синтез предметно-чувственного и духовно-эмоционального в ней. Динамический характер словесного изображения.

Художественный образ

Образность — специфический язык искусства, соответствующий его эстетической природе. Условность и договорная (конвенциональная) основа образа, синтез возможного и невозможного в нем: сознательно-бессознательная, интуитивная энергия. Роль воображения писателя в создании образа.

Художественный образ как синтез противоположных начал: реальности, предметной телесности и идеальности, условности, единичного и общего, типического и индивидуального, рационального и эмоционального, объективного и субъективного. Образ и понятие.

Структура художественного образа. Механизм сравнения (метафоры — в широком смысле слова). Значимость комбинаторной способности писателя в обеспечении процесса взаимопересекания, взаимоотражения понятий и представлений (одно через другое — А как Б). Эффект мгновенного приращения поэтического смысла. Слово и образ. Роль контекста в возникновении образа.

Типы художественных образов: по предметности (образ-деталь, образ-характер, образ мира); по смысловой обобщенности (индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы, архетипы); по мере условности (знак, аллегория, символ).

Образ как единство конечного и бесконечного. Смысловой потенциал художественного образа.

Читатель и писатель. Проблема читательского восприятия

Основные функции искусства. Писатель — произведение — читатель как составляющие единого коммуникативного творческого акта. Читатель концепированный (Б. Корман), идеальный, воображаемый или реальный. Формирование автором «горизонта ожидания». Литературное произведение как поле диалогической встречи автора и читателя. Чтение как психомиметический процесс. Диалектика чтения и понимания. «Удовольствие от текста» и «участие в игре» (Р. Барт). Понятие «потенциала восприятия». Чтение как труд и творчество. Эффект глубинного сопереживания как результат способности реципиента воспринимать эстетическую природу объекта. Уровни восприятия художественного произведения. Феномен «массовой литературы».

Герменевтика как наука об «искусстве понимания» и интерпретации текста. Острая дискуссионность концепций читательского восприятия. Идеи психологической и феноменологической школ, структуралистской и постструктуралистской эстетики о всевластии читателя, полной свободе его в прочтении текста (Э. Гуссерль, Р. Ингарден). Восприятие как «чистая возможность». Теория «смерти автора» Р. Барта. Концепция принципиальной вторичности читательского восприятия (М. Бахтин, А. П. Скафтымов).

Литературное произведение

Литературное произведение как законченное в себе и в то же время бесконечно развернутое в мир художественное целое. Пространственная и временная отграниченность его от других объектов (внешнее произведение). Знаки завершенности произведения.

Литературное произведение как эстетическая целостность и онтологическая ценность, открывающая претворенную в образах авторскую концепцию действительности. Личность автора — основа и генератор становящейся целостности произведения. Творческая диалектика взаимосвязи авторского сознания и произведения. Произведение как динамическая система внутреннего взаимодействия части и целого: прямые и обратные структурные связи в нем. Завершенность и сосредоточенность, единственность и окончательность как показатель состоявшейся художественности.

Произведение как знаковая система. Текст — важнейший компонент художественного произведения, «надситуативное речевое образование». Текст и смысл произведения. Смежные понятия — подтекст, контекст, интертекст. Явление интертекстуальности. Концепции безграничности текста: «Нет ничего вне текста» (Ж. Деррида), «Мир как книга» (Р. Тименчик), «Мир есть текст» (Р. Барт). Авторитетность текста (Ю. Лотман). Текст как событие «речетворчества» в процессе «свободного откровения личности» (М. Бахтин). Понятие о дискурсе.

«Сообщительность» произведения как закон внутренней адресованности его «другому», воспринимающему сознанию.

Образ автора

Дискуссионность понятия образ автора в литературоведческой науке. Соотношение личного и внеличного в акте художественного творчества. Процесс осознания авторства в историческом развитии литературы. Автор и авторство: внутренняя диалектика этих категорий.

Автор биографический и автор творческий («субъект сознания»). Вненаходимость автора в отношении к произведению. «Образ автора» как категория эстетическая, как функция автора. Автор и герой в эстетической деятельности. Сознание автора — «сознание сознания» (М. Бахтин). Процесс высвобождения авторского «я» в сфере художественной реальности. Дискурс автора как многоуровневое, ценностно сориентированное «событие говорения», воплощающее в слове, творящее образ автора в произведении. Ситуация обращенности к «другому» как специфическая форма функционирования образа автора.

Субъектные и внесубъектные способы проявления образа автора в произведении.

Субъектная организация произведения

«Человек говорящий» — центральная фигура повествовательного дискурса. Понятия субъекта сознания и субъекта речи. Субъектные опосредования образа автора в произведении. Понятие точки зрения. Форма повествователя. Эстетические возможности приема «говорения» от первого лица: герой, рассказчик, автор-герой, герой ролевой лирики. Своеобразие диалогичности функционирования подобных форм. Мера близости и удаленности данных субъектов сознания от позиции автора. Собственно автор и лирическое «я». Лирический герой как носитель сознания и объект изображения. Положение нераздельности с автором и неслиянности, несовпадения с ним. Романное повествование как симбиоз различных речевых зон. Феномен рассеянного разноречия. Диалогизм речевой связи.

Сюжет художественного произведения

Формирование понятия сюжет в отечественном литературоведении. История термина. Сюжет и мотив. «Бродячие» сюжеты, устойчивое и изменчивое сюжетных схем (А. Веселовский). Сюжет и фабула.

Сюжет как внешнее и внутреннее движение действия в произведении. Вымысел и жизненная основа сюжета. Сюжет — авторская концепция действительности. Объективно-субъективная и содержательно-формальная сущность сюжета.

Коллизия и конфликт как побудительные стимулы к развитию действия. Понятие «функции действующих лиц» (В. Пропп), поступка (М. Бахтин). Традиционная схема сюжета — от завязки к развязке. Элементы сюжета. Реальное структурное разнообразие сюжетов.

Предметный мир и речь — эксплицитные формы событийности. Сюжет и повествование. Ошибочность их смешения в исследованиях ученых постструктуралистской ориентации (нарратологов).

Композиция литературного произведения

Композиция как построение литературного произведения, организация и соотношение его частей. Понятие архитектоники и собственно композиции. Единица (компонент) композиции — отрезок текста, в рамках или границах которого сохраняется одна определенная форма (или один способ, ракурс) литературного изображения (В. Кожинов). Простейшие элементы композиции: повествование,

описание, монолог, диалог, авторская ремарка. Более крупные: портрет, пейзаж, интерьер, разговор, эпизод, сцена. Сфера архитектоники. Составляющие: части, главы, тома, циклы, книги. Типы композиционных связей: контраст, параллелизм, обрамление, предварение. Понятие границ текста. Своеобразие композиционной связи «текст в тексте». Структурное своеобразие «мотива» Семантика заглавия, эпиграфа, оглавления. «Лабиринт сцеплений» и «точка зрения».

Композиция как структурно-организующая сила, обеспечивающая целенаправленное воссоздание авторского миропонимания и способа самоосознания в сфере художественной реальности.

Художественное пространство и художественное время

Понятие художественного мира и внутреннего мира художественного произведения, образ мира. Условность и эстетическая мотивированность пространственно-временных отношений в литературном произведении. Диалектика реального и художественного времени. Ценностная характерность индивидуальных образов пространства. Структура хронотопа произведения и авторская концепция действительности. Авторское время, время события, время героя.

Основные ориентиры пространственно-временных характеристик: прерывность-непрерывность, замкнутость-открытость, ограниченность-безмерность, линейность-закругленность, статичность-динамичность событийность-бессобытийность. Понятие точки зрения как пространственно-временной позиции (положения) наблюдателя (повествователя, рассказчика, персонажа). Взаимосвязь «точки зрения» и смысловой перспективы, заданной автором.

Формирование типологических пространственно-временных моделей в литературе. Национально-историческая характерность их (Д. Лихачев, А. Аверинцев). Устойчивые топосы (Петербург, Замоскворечье, Москва) в русской литературе. М. Бахтин о связи хронотопа с изменчивостью ценностных систем и типов художественного мышления. Жанр и хронотоп.

Поэтическая речь

Понятие поэтической речи как средства эстетической коммуникации. Лингвистика и поэтика в их отношении к художественной речи. Учение А. Потебни об образном потенциале слова и механизме становления нового смысла. Двуплановость образа в художественном тексте (В. Виноградов).

Многозначность «сцеплений». Процесс прямого отражения и обратной рефлексии. Понятие о контексте и его видах — «лестница контекстов (Е. Эткинд). Механизм приращения поэтического смысла. Процесс взаимодействия смысловых отражений слов-понятий. Ассоциативная одномоментность возникновения образных значений.

Составляющие поэтической речи. Ее словарь — лексические ресурсы языка. Внелитературные ряды. Образные средства языка: эпитеты и сравнения, метафора и ее основные виды. Поэтический синтаксис, его основные фигуры. Семантика фонетической образности. Текстовый смысл визуальной графики. Ритмико-мелодическая организация поэтической речи, явление полиритмии.

Образ поэтической речи как проступившее в слове авторское миропонимание и авторефлексия.

Стихосложение

Стих как особая форма художественной речи. Понятие о ритме и стихотворной интонации. Ритм и метр (мера ритма). Основные системы стихосложения. Устный народный стих как тоническая система. Структурные особенности силлабического стиха. Ритмические определители силлаботонической системы. Основные стихотворные размеры. Вольные стихи. Типы клаузул. Рифма и ее виды. Белый стих. Понятие строфы и виды строф. Дольник (паузник) как особая метрическая форма стиха. Акцентный стих.

Историко-литературный процесс

Сравнительно-типологическое изучение литературы. Теоретическое понятие историко-литературного процесса и литературного закона как эстетической общности. Факторы литературного развития, прямые и опосредованные: социально-историческое бытие, политические и философские воззрения общества, общее развитие культуры, специфика художественного сознания и др.

Единство и непрерывность литературно-художественного развития. Проблема прогресса в литературе. Преемственность как фундаментальный закон ее движения. Основные формы преемственности.

Проблема периодизации литературного процесса и соотнесения его эпох, периодов, этапов с историческими границами, вехами.

Возникновение и смена историко-литературных систем. Понятие литературного направления. Познавательные и формообразующие ориентации жанрово-стилевых систем реализма и романтизма.

Понятие художественного метода как совокупности творческих принципов пересоздания реальности. Гносеологическая, аксиологическая, моделирующая и семиотическая функции его. Понятие литературного течения.

Диалектика литературного развития: закономерное и случайное, устойчивое и изменчивое, обретенное и утраченное, современное и вневременное.

Понятие о литературных родах и жанрах

Теория литературных родов в классической эстетике и в современной науке. Предмет и «способ подражания» как содержательное основание разграничения эпоса, лирики и драмы. Своеобразие родовой поэтики («меры, состава и связи элементов» — В. Кожинов), формирующейся в зоне определенного родового смысла. Характеристика ее составляющих: предпочитаемого объема произведений, пространственно-временных связей и композиционно-речевых форм. Взаимодействие литературных родов в процессе развития литературы.

Понятие о жанре как способе структурно-содержательной организации произведения, исторически сложившемся, устойчивом типе моделирования «образа мира». Система жанрообразующих факторов. Жанровое содержание и жанровая форма. Установка на читательское восприятие в структуре жанра. Носители жанра: субъектная организация художественного произведения, пространственно-временная структура его, ассоциативный фон, интонационно-речевой тон. Общее и индивидуальное в жанре. Память жанра и его обновление. Жанр и род. Эпические, лирические и драматические жанры.

Эпос как литературный род

Предмет освоения — вся жизнь человеческая: эпос мыслит «бытием». Способ подражания — «объективность в ее объективности». Свобода обращения с материалом. Безграничная вариативность взаимосвязей всего со всем. Пространственно-временная определенность и беспредельность. Сюжетно-композиционная развернутость. Многообразие форм субъектной организации. Повествовательность как преобладающий тип речи.

Лирика как литературный род

Предмет — настроение, переживание субъекта. Самоценность индивида и его внутренней реакции на впечатления извне. Способ подражания — «субъективность в ее субъективности». Личное и всеобщее в лирике. Своеобразие лирического сюжета как «внутреннего действия». Способы проявления и художественного оформления образа-переживания. Пространственно-временная стяженность лирики, ее монологичность. Повышенная экспрессивность поэтической речи. Предпочтение стихотворных форм.

Драма как литературный род

Предмет — сшибка, столкновение, конфликтность бытия. Способ подражания — изображение самого «процесса борения» (Гегель) индивида с враждебными силами, показ всех героев « как деятельных и действующих».

Основа драмы — действие. Специфика драматического сюжета, ориентация на переделку исходной ситуации. Условность характеров и ситуаций. Внутренняя согласованность драмы с театром. Единство места и времени действия. Вытесненность за пределы основного действия слова автора. Диалоги и монологи — основной способ формирования смыслового комплекса. Потребность во взаимодействии с другими видами искусства. Основные жанровые формы —комедия, трагедия и собственно драма.

Стиль

Диапазон употребления термина стиль в современной науке. Лингвистические, искусствоведческие и культурологические подходы. Проблема стиля в литературоведческих исследованиях. Объем понятия. Индивидуальный стиль как центральное понятие поэтики. Стиль как организующая сила художественной формы, ее структурный закон. Понятие стилевой системы как отношения компонентов художественной формы. Стилеобразующие факторы субъективного и объективного порядка (А. Н. Соколов). Уровни художественной системы как носители стиля.

Категории стиля: жизнеподобие и фантастичность, простота и сложность, монологизм и разноречие, номинативность и риторичность. Понятие «доминанты». Стилевая система как комплекс устойчивых тенденций формообразования. Стиль как проявление оригинальности художественного мышления и авторского миропонимания. Мировоззренческая основа стиля. Соотношение категорий стиля и жанра.

Введение в технику литературоведческой работы

  1. Выбор источников: текстов, литературно-критических публикаций и теоретических научных работ, исследований биографического и мемуарного характера, газетной и журнальной периодики, справочных изданий, архивных, в том числе рукописных материалов, научной продукции смежных дисциплин.
  2. Работа с источниками: чтение, конспектирование, выписывание, составление планов и копирование выбранного материала. Библиографические разыскания. Типы библиографических изданий. Работа с каталогом. Правила оформления библиографической карточки.
  3. Формы работы в библиотеке, научные библиотеки города и страны. Межбиблиотечные связи. Интернет. Личная библиотека и ее организация. Литературные музеи, архивы и институты.
  4. Способы хранения полученной информации. Правила и варианты составления картотеки. Способы систематизации материала по научным разделам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1-2. Художественный образ

  1. Художественный образ как язык искусства.
  2. Структура художественного образа. Изобразительно-выразительная ассоциативность его.
  3. От метафоры к образу мира.
  4. Соотношение понятий знак - образ - символ - миф - архетип.

Литература

Тексты

3. Характер в литературе

  1. Характер как литературоведческая категория.
  2. Характер в реалистической литературе. Социальная обусловленность характера-типа. Человек и вещь.
  3. Открытия в области художественной характерологии в романтическом искусстве. Тип самосознающей личности.
  4. Проблема характера в лирике. «Свое» и «чужое» сознание в ней. Циклизация как расширение возможностей формирования характера.

Литература

(Для справок: Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века М., 1997.)

Тексты

4. Текст. Подтекст. Интертекст

  1. Понятие текста и его компонентов. Автор - текст - читатель. Энергетика текста.
  2. Текст и произведение. Текст и смысл. Диалектика написанного и ненаписанного. Подтекст как «глубина текста» (Т. Сильман).
  3. Явление интертекстуальности. Виды интертекстуальных знаков. Формы функционирования системы текст-в-тексте.
  4. «Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада» (О. Мандельштам).

Литература

Тексты

5. Сюжет художественного произведения

  1. Сюжет как внутреннее и внешнее движение действия в произведении.
  2. Сюжет и фабула.
  3. Жизненный материал и художественный сюжет.
  4. Сюжет как событийный образ авторской концепции действительности.
  5. Конфликт как основа сюжета. Основные элементы сюжета. Сюжет в лирике.

Литература

Тексты

6. Композиция художественного произведения

  1. Понятие композиции и ее элементов.
  2. Типы композиционных связей в произведении. Понятие «точки зрения». Заглавие и эпиграф.
  3. Формально-содержательная структура мотива.

Литература

Тексты

7. Художественное пространство и время

  1. Факторы, воздействующие на тип хронотопа.
  2. Структура пространственно-временных отношений в произведении и авторская концепция действительности.
  3. Жанр и своеобразие времени-пространства.
  4. Лейтмотивные пространственные образы в русской литературе.

Литература

Тексты

8. Субъектная организация текста

  1. Субъект сознания и субъект речи. Формы выражения авторского сознания в произведении: повествователь, рассказчик, герой, автор-герой, герой ролевой лирики.
  2. Структура романного повествования.
  3. Специфика художественного дискурса в каждой из форм.

Литература

Тексты

9-10. Поэтическая речь

  1. Художественное мышление и поэтическая речь.
  2. Многоуровневая структура поэтической речи (лексические ресурсы языка, тропы, поэтический синтаксис, ритмико-мелодическая организация).
  3. Авторская концепция действительности и ценностно-структурное своеобразие поэтической речи.

Литература

Тексты

II. Анализ эпического произведения

  1. Эпос как литературный род. Предмет и способ эпического пересоздания реальности.
  2. Система поэтических форм, соответствующих эпическому «родовому смыслу» (сюжетная и пространственно-временная развернутость и соотнесенность с бытийными смыслами, иллюзия объективности повествования и множественность субъектных форм речи).
  3. Ритмы художественной прозы.

Литература

12. Анализ лирического произведения

  1. Лирика как литературный род. Предмет и способ лирического пересоздания реальности.
  2. Своеобразие системы поэтических форм, создающих лирический образ-переживание (логика выбора предметных реалий, характер лирического сюжета, пространственно-временная стяженность изображения). Семантическая согласованность фонологической, ритмический и лексико-семантической структур текста. Лирическая интонация.
  3. Автор и лирический герой.

Литература

Тексты

13. Анализ драматического произведения

  1. Драма как литературный род. Предмет и способ драматического освоения мира.
  2. Драматический род литературы и театр: специфика взаимосвязи.
  3. Система миросоздающих форм: своеобразие действия и его пространственно-временного оформления, особый способ создания характеров и взаимосвязи слова автора и слова действующих лиц.

Литература

Тексты

14-15. Литературный жанр

(Самостоятельная работа)

  1. Определение сущности категории жанр.
  2. Модель жанра. Уровень жанрового содержания и составляющие жанровой формы.
  3. Память и новая жизнь жанра.

Литература

Охарактеризовать жанровую модель


Ода {Ломоносов М. В. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны).

Басня (Крылов И. А. Две собаки).

Сказка (Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил).

Рассказ (Казаков Ю. Двое в декабре).

Баллада (Жуковский В. Лесной царь).

Элегия (Баратынский Е. Признание).

Комедия (Маяковский В. Клоп).

Поэма (Цветаева М. Поэма конца).

Послание (Пушкин А. С. 19 октября [«Роняет лес...»]).

16. Художественное произведение как эстетическое целое. Анализ стиля

  1. Понятие целостности литературного произведения.
  2. Личность автора как стратегически и тактически важный концептуальный центр становления, развертывания «образа мира».
  3. Стиль как закон содержательной формы, координирующий все ее составляющие в единую стилевую систему для художественного проявления авторского мировидения.
  4. Стилеобразующие факторы и носители стиля.

Литература

Текст

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные дисциплины. Литературоведение в ряду других гуманитарных наук.
  2. Литература как вид искусства Предмет и содержание литературы.
  3. Проблема художественной формы и содержания. Эстетическое и художественное.
  4. Природа художественного мышления. Эстетическая сущность и ассоциативная структура художественного образа.
  5. Виды художественных образов.
  6. Понятие характера в литературе. Принципы создания характера.
  7. Социальное и общечеловеческое, конкретно-историческое и вечное в литературе. В. Г. Белинский о пафосе.
  8. Роль личности художника в литературном творчестве.
  9. Художественное произведение как эстетическое целое.
  10. Современные концепции литературного произведения.
  11. Текст как литературоведческая категория.
  12. Явление интертекстуальности.
  13. Читатель и писатель, проблема художественного восприятия.
  14. Образ автора Литературоведческие концепции образа автора.
  15. Субъектные формы выражения авторского сознания в произведении.
  16. Сюжет в прозе и поэзии. Основные элементы сюжета.
  17. Понятие о композиции. Основные элементы композиции и типы композиционных связей.
  18. Понятие о художественном пространстве и художественном времени.
  19. Мотив. Формально-содержательная структура мотива. Мотив и лейтмотив.
  20. Поэтическая речь. Слово и образ. Понятие о контексте и его видах.
  21. Понятие дискурса.
  22. Лексические ресурсы языка в художественной речи.
  23. Поэтический синтаксис.
  24. Фонологическая организация текста.
  25. Поэтическая графика в системе изобразительных средств.
  26. Метафора и метонимия.
  27. Аллегория, перифраз, ирония.
  28. Стих и проза. Понятие о ритме и мере ритма.
  29. Ритмико-мелодическая организация стиха. Понятие стиховой интонации и полиритмии.
  30. Особенности русского народного стиха. Основные ритмические определители его.
  31. Силлабическая система стихосложения. Ее происхождение и принципы ритмической организации.
  32. Силлаботоническая система стихосложения, основные ритмические определители ее.
  33. Дольник и акцентный стих.
  34. Рифма и ее формы. Белый стих.
  35. Строфа и ее виды.
  36. Историко-литературный процесс и его законы.
  37. Формы преемственности в литературе.
  38. Понятие художественного метода.
  39. Понятие о литературных родах. Основные принципы их разделения.
  40. Родовые черты эпоса.
  41. Эпопея, роман и повесть.
  42. Малые эпические формы.
  43. Лирика, ее формы.
  44. Субъект сознания и субъект речи в лирике.
  45. Драма как литературный род. Основные жанровые формы.
  46. Понятие жанра. Жанровая доминанта и носители жанра.
  47. Баллада, элегия, поэма как жанровые формы.
  48. Основные принципы познания и отображения мира в классицизме.
  49. Романтизм как литературное направление и творческий метод. Предпосылки его возникновения, основные эстетические принципы.
  50. Понятие о реализме. Принципы освоения действительности в критическом реализме.
  51. Судьба реализма в XX веке. Феномен социалистического реализма.
  52. Понятие о стиле. Стилеобразующие факторы и носители стиля.

УЧЕБНИКИ

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988.
  2. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999.
  3. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.
  4. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
  5. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Сост.: П. А. Николаев и др.; Под ред. П. А. Николаева. М.: Высш. шк., 1988. — 480 с.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (ЛЭС).
  2. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978 (КЛЭ).
  3. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тимофеева. М., 1974.
  4. Квятковский А. П. Поэтический словарь М., 1966.
  5. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. Москва: Интрада — ИНИОН., 1999.
  6. Художественное восприятие: Основные понятия и термины: Словарь-справочник. Тверь, 1991.
  7. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982.
  8. Он же. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. О. Избр. тр. по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.
  9. Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1997.
  10. Мифологический словарь. М., 1990.
  11. Словарь античности. М., 1989.


Учебная программа | 
Сайт создан в системе uCoz